Хлам трамвайный. Куда вбухивает миллиарды команда губернатора Текслера
20 февраля 2023 г., 10:57
842
0
На обновление трамваев в Челябинске тратится колоссальный бюджет, но новые вагоны теряют на ходу детали, а за ремонт порой вынуждены платить сами водители.
Челябинцы снова потребовали от губернатора Алексея Текслера срочного обновления подвижного состава. Хотя ещё недавно власти сообщали, что новые вагоны будут обновляться десятками, а первые составы уже активно возят горожан. Это, казалось бы, подтверждают и многомиллионные закупки регионального Миндортранса, однако свидетельства водителей и пассажиров расходятся с красивыми цифрами в чиновничьих отчетах.
Новые трамваи при Алексее Текслере в Челябинске запускались уже не раз. Например, в сентябре 2021 года по городу поехали 10 новых составов, а Текслер в торжественной обстановке пообещал сотрудникам "ЧелябГЭТ" повышение зарплат и новое депо. Однако горожане, да и сами водители трамваев продолжают жаловаться. Говорят, что новые вагоны ломаются не меньше, чем старые, а поломки сотрудникам депо приходится исправлять за свой счёт.
"Новые вагоны выпустили в депо №1. Они ломаются, их надо регулировать, доводить до ума. Выпускают вагоны, а мы загоняем их в депо уже неисправными. Проблемы с заменой педали безопасности, с отоплением. Пассажиры пишут жалобы", – рассказала одна из водительниц трамвая в группе "А.Л. Текслер, ПОМОГИ!".

Откуда "дворняжки"?
Новые трамваи для Челябинска, впрочем, как было и со старыми, производятся на Усть-Катавском вагоностроительном заводе (УКВЗ, входит в госкорпорацию Роскосмос). Это один из заводов российского трамваестроения, расположенный как раз в Челябинской области. Парадокс в том, что долгие годы предприятие региона поставляло свои составы куда угодно, только не в родной край. Например, когда появившийся на Южном Урале Алексей Текслер разглагольствовал о том, как скоро челябинцы начнут колесить по городу в новых составах, эти же самые составы активно поставлялись в Краснодар.
На сайте госзакупок нашлось три контракта УКВЗ с министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области. Исполнен мартовский от прошлого года на 1,79 млрд рублей, по которому предприятие должно поставить в город 30 новых трамваев по цене 59,8 млн рублей за шт. Видимо, эти 30 растворились на городских улицах, раз челябинцы по-прежнему прозябают на остановках.
Ещё два контракта были заключены в конце 2022-го и находятся на исполнении. По ним город получит еще 74 трамвая, но уже подороже: 77 млн за шт. Ни в одной из закупок конкурентов у УКВЗ не нашлось. Впрочем, и жалоб на закупки от возможных конкурентов не было.
Сам Усть-Катавский вагоностроительный завод переживал не лучшие времена вплоть до 2018 года. Предприятие практически не получало заказы, а в ООО "Торговый дом УКВЗ", занимавшемся оптовой торговлей всего произведенного на самом заводе, начался процесс ликвидации. Но когда в 2019-м году Роскосмос возглавил самый комичный персонаж российского политикума - Дмитрий Рогозин, однако именно при нём предприятие стало получать большие трамвайные контракты. Что, впрочем, не сильно улучшило положение завода: по данным "Руспрофайла", прибыль УКВЗ с 2019 года продолжала неуклонно снижаться.
Как писало питерское издание "Фонтанка", Рогозин лично писал главе Петербурга Александру Беглову по поводу закупки городом трамваев, на которую никак не попадал УКВЗ. Правда, в случае с Северной столицей это не дало результата. А вот в Краснодаре предприятие-протеже Рогозина могло получить крупные контракты. В СМИ излагалась версия, что кубанские власти "заточили" закупку под УКВЗ именно по просьбе Москвы.
Вполне возможно, что Текслер, пришедший на пост южноуральского губернатора с поста первого замминистра энергетики РФ также не мог проигнорировать просьбы Москвы. При этом закрыть глаза на то, что новые трамваи УКВЗ ломаются ещё на этапе тестирования в условиях города, губернатор сумел.

Сам Усть-Катавский вагоностроительный завод переживал не лучшие времена вплоть до 2018 года. Предприятие практически не получало заказы, а в ООО "Торговый дом УКВЗ", занимавшемся оптовой торговлей всего произведенного на самом заводе, начался процесс ликвидации. Но когда в 2019-м году Роскосмос возглавил самый комичный персонаж российского политикума - Дмитрий Рогозин, однако именно при нём предприятие стало получать большие трамвайные контракты. Что, впрочем, не сильно улучшило положение завода: по данным "Руспрофайла", прибыль УКВЗ с 2019 года продолжала неуклонно снижаться.

Вполне возможно, что Текслер, пришедший на пост южноуральского губернатора с поста первого замминистра энергетики РФ также не мог проигнорировать просьбы Москвы. При этом закрыть глаза на то, что новые трамваи УКВЗ ломаются ещё на этапе тестирования в условиях города, губернатор сумел.
Трамвай не едет, поедет метротрам?
Пока горожане ругают новые и старые трамваи, в областном центре с подачи инициативного губернатора зреет новый проект – метротрамвая. Едущий по земле и под землей скоростной агрегат должен освободить челябинцев от пробок, если опять не сломается на ходу. Под эти цели будут задействованы недостроенные тоннели челябинского метро, которому, видимо, уже никогда не бывать в этом городе-миллионнике.
На строительство, инфраструктурное оснащение и замену подвижного состава из федерального бюджета выделено 73 млрд руб. Поехать это все, как и полный боекомплект наземных трамваев, должно к 2025-му году. Крупный подряд уже достался компании "Моспроект-3", которую связывают со скандально известным вице-премьером Маратом Хуснуллиным. СМИ уже расследовали, почему этот проект грозит большим "распилом", а стройка – так и не начаться.
При таких обстоятельствах в 2025-м всем наземным и подземным трамваям, обещанным Текслером, мало встать на рельсы, нужно ещё и оправдать столь большие расходы бюджета. Что уже вызывает сомнения, раз уже поставленный в город "свежак" теряет детали на ходу.
На строительство, инфраструктурное оснащение и замену подвижного состава из федерального бюджета выделено 73 млрд руб. Поехать это все, как и полный боекомплект наземных трамваев, должно к 2025-му году. Крупный подряд уже достался компании "Моспроект-3", которую связывают со скандально известным вице-премьером Маратом Хуснуллиным. СМИ уже расследовали, почему этот проект грозит большим "распилом", а стройка – так и не начаться.
При таких обстоятельствах в 2025-м всем наземным и подземным трамваям, обещанным Текслером, мало встать на рельсы, нужно ещё и оправдать столь большие расходы бюджета. Что уже вызывает сомнения, раз уже поставленный в город "свежак" теряет детали на ходу.
Читайте по теме:
Комментарии:
comments powered by Disqus
29.10.2025, 00:12 • Дайджест
29.10.2025, 00:00 • Открытия
28.10.2025, 23:57 • Открытия
28.10.2025, 23:51 • Конфликты
28.10.2025, 23:48 • Конфликты
28.10.2025, 23:45 • Открытия
28.10.2025, 23:00 • Открытия
28.10.2025, 22:45 • Конфликты
28.10.2025, 22:39 • Конфликты
28.10.2025, 22:24 • Открытия
28.10.2025, 22:00 • Открытия
28.10.2025, 22:00 • Дайджест
28.10.2025, 21:57 • Открытия
28.10.2025, 21:45 • Конфликты
28.10.2025, 21:39 • Криминал
28.10.2025, 21:36 • Криминал