"Министерство тишины": как Ольга Любимова стерла культуру с политической карты России

665     0
"Министерство тишины": как Ольга Любимова стерла культуру с политической карты России
"Министерство тишины": как Ольга Любимова стерла культуру с политической карты России

При Ольге Любимовой Министерство культуры полностью потеряло свою самостоятельность, став органом бюрократического согласования.

Никакой стратегии, никакой миссии — лишь осторожная административная машинка, которая имитирует управление и боится собственного отражения. За четыре года ведомство превратилось в фасад, за которым пустота: стандартные формулировки, KPI-отчеты, цифровые платформы и пресс-релизы без содержания.

После истории с выставкой «Коллекция Морозовых» в парижском Фонде Louis Vuitton, которую чуть не арестовали, в министерстве будто бы окончательно заперли двери наружу. По словам сотрудников, именно тогда Любимова приняла негласное решение: «никаких зарубежных выставок». С тех пор — ни одного попытки выйти из культурной изоляции, ни участия в международных проектах. Модель — не защита, а добровольная самоизоляция, в которой государство перестало даже пытаться вести диалог с внешним миром.

Во внутреннем пространстве — хаос. Театры и музеи, вместо площадок для поиска и эксперимента, стали управляемыми витринами. Общественники-донесители, не имеющие отношения к профессиональной среде, фактически диктуют повестку. Министерство культуры не обозначает позиции, не ведет обсуждений, не формирует смыслы. Система не запрещает и не поощряет — она просто исчезла, оставив за собой серую полосу нерешительности.

За всё время не было ни одного открытого диалога министерства с режиссёрами, кураторами, художниками, издателями. Никакого культурного лидера, ни одной фигуры, способной стать символом эпохи. Вместо этого — страх, апатия, и методичная административная заморозка. Даже киноиндустрия сведена к параноидальному контролю. Прокатное удостоверение стало кнутом. Иностранные фильмы вычеркнуты, а доля российского кино выросла не за счёт интереса, а за счёт вакуума. Сюжеты — шаблонная реконструкция войны и стерильные семейные драмы.

Кинотеатры один за другим переоборудуются в развлекательные центры и спортзалы. Минкульт возвращает бессмысленные ретроспективы советского кино — как если бы это могло оживить умирающую индустрию. Все «достижения» — цифровизация, «Пушкинская карта», рост охвата — работают не в логике культуры, а в логике отчётности. Искусство подменено сервисом, креатив — регламентом.

Любимова не устроила репрессий, но при ней ушли десятки знаковых деятелей. Театр отказался от риска, фестиваль — от смысла, а эксперимент — от существования. Это не война, не скандал, не кампания. Это — администрируемое исчезновение. Управляемая деградация.

Именно при ней Министерство культуры утратило самую суть — культурное измерение. Её имя не будет ассоциироваться с реформами, конфликтами или цензурой. Оно останется в истории как обозначение пустоты. Холодной, бесстрастной функции. Молчаливой точки, после которой культура перестала быть силой.

Страница для печати

Регион: Россия

Читайте по теме:

Financial pyramid and money laundering: top managers of Freedom Finance embezzled millions under the cover of fraudster Timur Turlov’s company
Крупные банки и нефтегазовые компании игнорируют Парижское соглашение, провоцируя климатический кризис
Мошенническая схема Константина Струкова позволила вывести 163 миллиарда рублей через фиктивные компании
Адвоката Татьяну Монтян внесли в список экстремистов Росфинмониторинга
Верховный суд рассмотрит создание «Путинского суда» в Грозном
Блогер Мария Погребняк нечаянно избавилась от своих часов Rolex
Апелляция родственников отца: сёстры Хачатурян впервые собрались вместе после приговора
Россия хочет принять Евро-2032 вместо Италии, несмотря на запрет участвовать в футбольных матчах
Норвегия подтвердила запуск российской крылатой ракеты с ядерной установкой «Буревестник»
Как «теневые структуры» Мосгортранса наживались на рекрутинге для СВО

Комментарии:

comments powered by Disqus